Эксплуатация аккумулятора зимой

Пока тепло, многие водители и не вспоминают, что на автомобиле есть аккумулятор, и что за ним нужен уход. При первых же холодах такая забывчивость оборачивается головной болью, когда аккумулятор все с большим трудом заводит по утрам двигатель, а то и вовсе отказывается это делать. Что нужно сделать, чтобы избежать проблем, связанных с запуском двигателя и не угробить аккумулятор в бесплодных попытках завести холодную машину? Разберем все по порядку.

Проверка аккумулятора


Первым делом надо проверить, насколько аккумулятор заряжен. Летом, когда тепло, даже наполовину разряженная батарея может без особого труда заводить двигатель. Исправный стартер среднего бензинового автомобиля потребляет в момент пуска ток порядка 100 – 150 А, стартер дизеля – в полтора – два раза больше. Даже полуразряженный аккумулятор в состоянии обеспечить такой ток. Зимой же дело обстоит гораздо сложнее. При –18 0С реальная емкость аккумулятора составляет всего 40% от номинальной, кроме того электролит на морозе густеет и все процессы в аккумуляторе замедляются. Поэтому после нескольких неудачных попыток запуска на морозе аккумулятор быстро и его приходится нести на подзарядку. Важно чтобы аккумулятор находился в полностью (или почти полностью) заряженном состоянии. Для этого проверим плотность электролита. Хорошо если она составляет 1,27-1,28 г/см3, или хотя бы не меньше 1,25 г/см3 для нашего климата. Если плотность электролита меньше, то аккумулятор нужно ставить на зарядку и заряжать по всем правилам, пока плотность не поднимется до нормальной. В противном случае кроме риска не завести двигатель утром, добавляется риск “заморозить” аккумулятор. Электролит с плотностью 1,22 г/см3 замерзает при температуре –25 0С, с плотностью 1,18 – при температуре –17 0С, в полностью разряженном аккумуляторе электролит замерзнет уже при –5 0С. Степень заряженности необслуживаемого аккумулятора определяется по напряжению на клеммах. Напряжение измеряют не раньше, чем через 2 часа нахождения аккумулятора в покое. Оно должно быть не ниже 12,5 В. Если напряжение ниже, то аккумулятор перед дальнейшей эксплуатацией так же нужно подзарядить.

Обслуживание аккумулятора


Когда в процессе работы понижается уровень электролита, в аккумулятор доливается дистиллированная вода. При температуре ниже 0 0С эта процедура несколько усложняется. После доливки воды аккумулятор обязательно нужно поставить на подзарядку для максимального перемешивания воды с электролитом. В крайнем случае, воду можно долить в разогретый аккумулятор перед дальней поездкой. Если просто долить воду без дальнейшего перемешивания с электролитом, то на морозе она быстро замёрзнет, что чревато повреждением корпуса аккумулятора.

Проверка электрооборудования автомобиля


Перед зимой нелишне проверить состояние системы зарядки автомобиля. Оптимальное напряжение зарядки аккумулятора при температуре +20 0С составляет 14,05 В. Допустимое отклонение – +/- 0,5 В. При таком напряжении бортовой сети аккумулятор получает наиболее качественную зарядку. При 0 0С оптимальное напряжение зарядки составляет уже 14,55В, а при -100С – 14,8В. То есть нормальное для теплого времени года напряжение подзарядки 13,5В при низких температурах оказывается недостаточным для поддержания аккумулятора в заряженном состоянии, и емкость аккумулятора со временем снижается до значения при котором с запуском двигателя возникают проблемы. Поэтому при возможности регулировки напряжения зарядки необходимо корректировать его в зависимости от температуры. При невозможности такой регулировки остается только тщательнее следить за состоянием аккумулятора и при необходимости подзаряжать его зарядным устройством.

Моторное масло


Нередко проблемы с запуском холодного двигателя зимой связаны с состоянием моторного масла. К примеру моторное масло с зимним индексом вязкости 15W должно сохранять свою текучесть примерно до -25 0С. На практике, даже сохраняя достаточную текучесть при -10 0С, масло густеет до степени, достаточной, чтобы создавать ощутимое сопротивление коленвалу. Износ масла при превышении интервала замены только способствует такому загустению. При изношенной, да еще и недозаряженной батарее в этом случае запуск двигателя становится невозможным даже при не очень низкой температуре. Поэтому на зиму лучше заменить масло на более текучее с зимним индексом вязкости 5W- или 10W-.

Для запуска двигателя при температуре значительно ниже 0 0С существуют свои правила.

Не пытайтесь завести двигатель сразу. Лучше всего, если до запуска двигателя есть возможность подзарядить аккумулятор в течение нескольких минут током в районе 10А. Это разогреет активную массу и электролит аккумулятора и значительно облегчит ему работу. Если возможности подзарядки нет, то активировать пластины аккумулятора можно включив на несколько минут дальний свет.

Несколькими короткими включениями стартера погоняйте поршни в цилиндрах, разгоните загустевшее масло. При возможности подогрейте масло в картере, разумеется не открытым огнем. После выполнения этих процедур можно запускать двигатель.

При запуске холодного двигателя зимой можно использовать специальные пусковые аэрозоли, особенно для дизельных двигателей. Только делать это нужно в самом крайнем случае и четко соблюдая инструкцию на аэрозоль. Иначе можно навредить мотору.

Качество топлива так же напрямую влияет на запуск холодного двигателя. Для предотвращения замерзания и парафинизации топлива используйте специальные антигели и антифризы для топлива. И помните, что все эти антифризы имеют только профилактическое назначение, т. е. они только предотвращают появление кристаллов льда и парафина. В уже замерзшее топливо добавлять все эти присадки бесполезно. Разрушить появившиеся кристаллы можно только термически, т. е. согрев топливо.

Помочь аккумулятору запустить холодный двигатель можно так же при помощи специальных пусковых устройств. Естественно делать это нужно в строгом соответствии с инструкцией по эксплуатации такого устройства, чтобы при пуске не взорвать аккумулятор.

При температуре ниже -25 0С аккумулятор уже практически не способен работать в стартерном режиме, поэтому для запуска двигателя при таких температурах необходимо использовать все меры, описанные выше. Во-первых – чтобы завести двигатель, во-вторых – чтобы не убить аккумулятор. Запредельные стартерные разряды на морозе при безуспешных попытках завести двигатель очень быстро выводят из строя даже новый исправный аккумулятор.
Оценить статью

Комментарии:

Оставить комментарий